Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 класса
(общеинтеллектуальное направление)
(общеинтеллектуальное направление)
Подготовка к ОГЭ
Елизенцева Ольга Васильевна
Нормативно-правовые документыОснованием для разработки рабочей программы являются следующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации о 29.12.2010 № 189;
- Распоряжение Комитета по образованию от 20.03.2019 № 796-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год».
- Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию от 10.04.2018 № 03-28-2905/19-о-о «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»;
- Письмо Комитета по образованию от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»
- Распоряжение Комитета по образованию от 03.04.2019 № 1010-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г.№ 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
- Основная образовательная программа начального общего образования (ФГОС ООО) для 5-9 классов, разработанная и принятая Педагогическим советом ГБОУ СОШ № 585 от 08.05.2019 года, утвержденная приказом от 08.05.2019 № 39/2 ;
- Календарный учебный график ГБОУ СОШ № 585 на 2019-2020 учебный год, принятый Педагогическим советом ГБОУ СОШ № 585 от 08.05.2019 года, утвержденный приказом № 39/2
Направленность программы «Подготовка к ОГЭ» по содержанию является научно-популярной, по функциональному назначению - учебно-познавательной, по форме организации – групповой, по времени реализации - одногодичной.
Данная программа имеет целью обеспечение сопровождения учащихся 9-х классов при подготовке к государственному обязательному экзамену по математике.
Программа рассчитана на базовый уровень овладения математическими знаниями и предполагает наличие общих представлений о применении математики. Изучение курса предполагает обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного материала, самостоятельное решение тестов аналогичных заданиям ГИА.
Предлагаемая программа рассчитана на обучающихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматривают математику, как средство получения дополнительных знаний о профессиях.
Задачи:
- расширить представление о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
- формировать представление о математике, как части общечеловеческой культуры;
- способствовать пониманию значимости математики для общественного прогресса;
- убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для применения в практической
- формировать навыки перевода прикладных задач на язык математики;
- развивать мышление;
- формировать представления об объективности математических отношений,
- готовить к профильному обучению и выбору профильных курсов в старших классах;
- обучение заполнения бланков ОГЭ
Виды деятельности на занятиях:
- обсуждение
- работа в группах,
- тестирование,
- познавательные и интеллектуальные игры,
- практические занятия,
- консультации,
- собеседования,
- практикумы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Числа и вычисления | 4 |
2 | Уравнения | 5 |
3 | Неравенства | 5 |
4 | Графики функций | 5 |
5 | Планиметрия | 5 |
6 | Текстовые задачи | 5 |
7 | Задачи реальной математики | 3 |
8 | Итоговое занятие | 2 |
Итого | 34 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Числа и вычисления
Выражения, включающие арифметические операции. Выражения, содержащие возведение в степень. Свойства степени. Выражения, содержащие корни натуральной степени. Квадратный корень из квадрата разности двух чисел. Модуль числа. Сравнение действительных чисел.
2. Уравнения
Уравнения в целых числах. Рациональные и дробные уравнения. Уравнения, содержащие модуль. Иррациональные уравнения. Нестандартные способы решения уравнений.
3. Неравенства
Метод интервалов. Рациональные неравенства. Неравенства, содержащие модуль. Иррациональные неравенства. Системы неравенств.
4. Графики функций
Функции (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.), их свойства и графики. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Построение графиков функций и зависимостей, содержащих знак модуля.
5. Планиметрия.
Треугольники. Различные способы нахождения площади треугольника. Свойства площадей. Основные соотношения в прямоугольном треугольнике. Решение прямоугольных треугольников. Свойства площадей подобных треугольников.
Четырехугольники. Связь квадратов диагоналей параллелограмма и квадратов его сторон. Различные формулы для нахождения площадей четырехугольников. Правильные многоугольники.
Окружность. Углы в окружности. Теорема об отрезках пересекающихся хорд. Свойства касательных. Вписанная и описанная окружности. Длина окружности и дуги. Площадь круга, сегмента и сектора.
Векторы. Основные формулы. Свойства. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.
Теорема синусов, теорема косинусов. Решение треугольников.
6. Текстовые задачи.
Типы задач. Методы и способы решения задач. Основные способы моделирования задач. Составления плана решения задач. Равномерное движение. Задачи на движение по реке, суше, воздуху. Задачи на определение средней скорости движения. Задачи «на совместную работу». Основная формула процентов. Простые и сложные проценты Концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Количество вещества. Разно уровневые задачи на смеси, сплавы, растворы
7. Задачи реальной математики
Показать роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой. Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путём самостоятельных измерений и дающие возможность вычислить искомую величину.
8. Подведение итогов.
Творческий отчёт обучающихся
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате прохождения программы школьники научатся:- Находить необходимую информацию в информационных источниках и в открытом информационном пространстве
- Распознавать математические понятия и применять их при решении задач
- Применять некоторые приёмы быстрых решений практических задач;
- Применять полученные знания для моделирования практических ситуаций;
- Применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики, на итоговой аттестации в дальнейшей практической деятельности.
- Целеполаганию (поставка и удержание цели);
- Планированию деятельности (составление плана действий, которые приведут к необходимому результату);
- Моделированию (представление способа деятельности через использование моделей, представление результата с помощью математической моделей);
- Проявление инициативы в поиске способа (способов) решения задач;
- Рефлексированию (видение проблемы; анализ результата деятельности – почему получилось (не получилось), видение своих трудностей, своих ошибок;
- Организации коммуникативной деятельности в рамках деятельности пары, группы, коллектива (распределение обязанностей, взаимодействие при решении задач, отстаивание своей позиции, принятие или аргументированное отклонение других точек зрения).
- Получение представлений об основных изучаемых понятиях, как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- Овладение навыками инструментальных вычислений;
- Овладение приемами решения практических задач;
- Овладение геометрическим языком, умением использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений, приобретение навыков практических измерений
- В личностном направлении:
- Умение ясно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры
- Умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта
- Представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности
- Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач
- Умение контролировать процесс и результат деятельности
- Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, моделей, задач, решений, рассуждений
- В мета предметном направлении:
- Первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и практики, о средстве моделирования явлений и процессов
- Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни
- Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем и представлять ее в понятной форме
- Умение понимать и использовать математические модели для иллюстрации, интерпретации, аргументации
- Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки
- Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач
- Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и находить способы решения учебных и практических проблем
- Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
- с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;
- с уроками русского языка: грамотное оформление своего решения.
- С уроками черчения: изображение объекта.
- С уроками экономики: использование экономических понятий в решении учебных и практических задач.
УУД |
Формируемые умения |
Средства формирования |
|
личностные |
|
|
|
Метапредметные результаты | |||
регулятивные |
|
|
|
познавательные |
|
|
|
коммуникативные |
|
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для реализации программы созданы необходимые материально-технические условия:- Кабинет математики укомплектован в соответствии с требованиями;
- Компьютер имеет персональный доступ к ресурсам сети Интернет;
- Интерактивная доска имеет соответствующее программное обеспечение.
- Вестник опытной физики и элементарной математики http://vofem.ru/
- Геометрия http://geometry.ru
- Детская энциклопедия «Хочу всё знать» http://ya-uznayu.ru/
- Задачи, загадки логические игры, ребусы, математика https://www.braingames.ru/
- Интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/
- Кенгуру, математика для всех http://mathkang.ru/
- Компьютерное изучение геометрии http://www.3d-geometry.ru/
- Математика онлайн http://uchit.rastu.ru
- Математические этюды http://www.etudes.ru/
- МетаШкола https://metaschool.ru/
- Научно-популярный физико-математический журнал «Квант» http://kvant.mccme.ru/
- Радость школьной геометрии Григория Филипповского http://filippovsky.com/
- Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература для учителя:- Балк М. Б., Петров А. В. О математизации задач, возникающих на практике // Математика в школе. 1986. №3.
- Борисов В. А., Дубничук Е. С. Математика и профессия // Математика в школе. 1985. №3.
- Дорофеев Г. В. Математика: 9: Алгебра. Функции. Анализ данных// Математика в школе. 2001. №9.
- Кожевников Т. В. Использование физического материала для обучения геометрии в 9
- Колягин Ю. М., Пикан В. В. О прикладной и практической направленности обучения
- Петрова В. А. Элементы финансовой математики на уроках // Математика в школе. 2002. №8.
- Петров В.А. Преподавание математики в сельской школе. – М.: Просвещение, 1986.
- Садовский Л.Е., Садовский А.Л. Математика и спорт. //Библиотечка Квант. Выпуск 44. М.: Наука, 1985.
- Шапиро И.М. Политехническая подготовка учащихся в процессе обучения математике в средней школе. – Барнаул, 1982.
- Шапиро И. М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. – М.: Просвещение, 1990.
- Дорофеев Г. В., Седова Е. А. Процентные вычисления. Учебное пособие для старшеклассников. – М.: Дрофа, 2003.
- Кипкаев С. В., Кукин Г. П. Прикладные задачи по геометрии: Задачи на освещение //
- Фрейденталь Г. Математика в науке и вокруг нас. – М.: Мир, 1997.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Форма занятия | Дата |
---|---|---|---|
1 | Числа и вычисления | практикум | 05.09 |
2 | Сравнение действительных чисел | Практикум, работа в группах | 12.09 |
3 | Преобразование алгебраических выражений | Обсуждение, работа с бланками | 19.09 |
4 | Степени | Интерактивная образовательная платформа Учи.ру | 26.09 |
5 | Линейные уравнения | практикум | 03.10 |
6 | Квадратные уравнения | Практикум, работа в группах | 10.10 |
7 | Рациональные уравнения | практикум | 17.10 |
8 | Системы уравнений | Интерактивная образовательная платформа Учи.ру | 24.10 |
9 | Алгебраические уравнения | Обсуждение, работа с бланками | 07.11 |
10 | Сравнение чисел | Интерактивная образовательная платформа Учи.ру | 14.11 |
11 | Неравенства | практикум | 21.11 |
12 | Метод интервалов | Практикум, работа в группах | 28.11 |
13 | Системы неравенств | Обсуждение, работа с бланками | 12.12 |
14 | Неравенства с модулем | практикум | 12.12 |
15 | Вычисление величин по графику | Практикум. работа в группах | 19.12 |
16 | Определение величин по графику | Обсуждение, работа с бланками | 26.12 |
17 | Парабола | практикум | |
18 | Гипербола | практикум | |
19 | Кусочно-непрерывные функции | Обсуждение, работа с бланками | |
20 | Многоугольники | Практикум. работа в группах | |
21 | Окружность | Интерактивная образовательная платформа Учи.ру | |
22 | Анализ математических высказываний | Обсуждение, работа с бланками | |
23 | Геометрические задачи на вычисление | Обсуждение, работа с бланками | |
24 | Геометрические задачи на доказательства | Обсуждение, работа с бланками | |
25 | Задачи «на движение» | Занятие-обсуждение, консультация, работа с бланками | |
26 | Задачи «на совместную работу» | Занятие-обсуждение, консультация, работа с бланками | |
27 | Задачи, связанные с банковскими расчётами | Занятие-обсуждение, консультация, работа с бланками | |
28 | Задачи на смеси, сплавы, растворы | Занятие-обсуждение, консультация, работа с бланками | |
29 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях | Игра | |
30 | Математика в быту | Практикум. работа в группах | |
31 | Математика в быту | Практикум. работа в группах | |
32 | Математика в быту | Практикум. работа в группах | |
33 | Итоговое занятие. | Занятие обсуждение, диалог | |
34 | Итоговое занятие | Занятие обсуждение, диалог |